Философия Эпикура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

В конце 4 — начале 3 в. до н. э. происходит усиление и обновление материализма, однако не в форме атомистического материализма Демокрита, а в форме нового учения—эпикуреизма. Создателем и учителем, главой школы стал Эпикур — один из величайших мыслителей Древней Греции и один из важнейших ее материалистов.
В атомистическом материализме Демокрита были чрезвычайно сильны теоретические интересы, стремление к основанному на атомизме теоретическому познанию космоса, жизни, человека. В стремлении к такому познанию протекала подвижная, беспокойная, гонимая как отмечал Маркс, ненасытной теоретической любознательностью, жизнь Демокрита.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………3-4
2. Биография…………………………………………………………………….5-6
3. Сочинения Эпикура…………………………………………………………….7
4. Задача философии…………………………………………………………....8-9
5. Каноника Эпикура…………………………………………………………10-13
6. Физика……………………………………………………………………...14-19
7. Психология и Атеизм……………………………………………………...20-22
8. Этика……………………………………………………………………….23-25
9. Общество и речь…………………………………………………………...26-27
10. Заключение……………………………………………………………….28-29
11. Список использованной литературы…………………………………….…30

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 89.82 Кб (Скачать файл)

Люди толпы  то избегают смерти как величайшего  из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь  не представляется каким-нибудь злом. Как пищу он выбирает вовсе не более обильную, но самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, но самым приятным..."3

Цицерон говорил, что Эпикур "до основания разрушил всю религию…учением своим опрокинул храмы и жертвенники бессмертных богов". [3, c. 501]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Этика

Цель этики как науки  о поведении людей среди себе подобных — научить людей быть счастливыми. Конечно, в отличие от беззаботных богов люди могут быть только относительно счастливы, но и для этого надо знать, чего следует избегать и к чему надо стремиться («критерий претерпевания»). Определить это несложно — достаточно взглянуть на все живое, которое старается избежать  страдания и достичь наслаждения. «Правда, мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства, или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души» (X, 131).

Жизнь делают «сладкою» лишь «трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющие мнения, поселяющие великую тревогу в душе» (X, 132). Таково мнение Эпикура. Так что этот «гедонист» допускает лишь естественные и необходимые потребности, потребности же хотя бы и естественные, но не необходимые, а тем более искусственные, надуманные он требует оставить без удовлетворения. Эпикур исследует тревожащие человека мнения и находит их прежде всего в трех видах страха: в страхе перед небесными явлениями, перед богами и перед смертью. На преодоление этих страхов и направлено все учение Эпикура; уча о материальном единстве мира, величаво выпроваживая богов в некие междумирья, своим учением о смерти Эпикур думает избавить людей от того, что он считает главными препятствиями для их безмятежного бытия, подобного бытию богов. (У Цицерона скептик замечает: люди не боятся ни богов, ни смерти.) Думая научить людей преодолевать страх смерти, Эпикур учит о том, что смерти бояться не надо по Двум причинам. Во-первых, никакого загробного бытия у души нет, душа смертна, а потому нечего тревожить себя мыслями о том, что будет после смерти — этого верующие люди боятся больше самой смерти. Во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Последнее, конечно, софизм. Эпикур закрывает глаза на то, что смерть—это прежде всего умирание, переход от бытия к небытию, а уже после этого небытие, которое не страшит Эпикура как мудреца.

Эпикурейский идеальный  человек (мудрец) отличается от мудреца в изображении стоиков и скептиков. В отличие от скептика эпикуреец имеет прочные и продуманные убеждения. В отличие от стоика  эпикуреец не бесстрастен. Ему ведомы страсти (хотя он никогда не влюбится, ибо любовь порабощает). В отличие от киника эпикуреец не будет демонстративно нищенствовать и презирать дружбу, напротив, эпикуреец никогда не покинет друга в беде, а если надо, то он и умрет за него. Эпикуреец никогда не будет наказывать рабов. Никогда не станет он и тираном. Эпикуреец, далее, не раболепствует перед судьбой (как это делает стоик): он понимает, что в жизни одно действительно неизбежно, но другое случайно, а третье зависит и от нас самих, от нашей воли. Эпикуреец не фаталист. Он свободен и способен на самостоятельные, самопроизвольные поступки, будучи подобен в этом отношении атомам с их самопроизвольностью. [3, c. 502-503]

По Эпикуру, жизнь и  смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом.

Характеризуя духовный мир человека, Эпикур признавал наличие у него души. Он характеризовал ее так: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и безущербного существования.

Знание, но Эпикуру, начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом прежде всего анализ слов и установление точной терминологии, т.е. чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть еще подлинное знание. Без этого перед нами будут непрерывным потоком мелькать лишь чувственные впечатления, а это — просто сплошная текучесть.

Основным принципом этики  эпикурейцев является удовольствие — принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. [5, c.69-70]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Общество и речь

Эпикур учит, что человек  должен (в той мере, вкакой это от него зависит) избегать таких отрицательных эмоций, как ненависть, зависть и презрение. Общество возникло искусственно — из договора, заключенного между собой первоначально как бы  атомарными людьми, т. е. живущими уединенно, руководствуясь  естественным правом, знанием добра и зла (животные этого лишены). Это договор о взаимной пользе и цель его — не причинять друг другу вреда и не терпеть вреда друг от друга. Естественно, что у всех людей одно и то же представление о справедливости. Справедливость — в пользе,

которую люди получают от взаимного общения друг с другом. Но это общее представление в разных географических местах и при разных обстоятельствах порождает разные конкретные нормы. Отсюда  разнообразие обычаев и законов, которыми отдельные человеческие  сообщества так отличаются друг от друга. При этом люди склонны забывать об исходном: все обычаи и законы должны служить взаимной пользе и они заменимы — ведь в основе обществ лежит свободное волеизлияние людей, их договор.

Также и речь — продукт  соглашения между людьми, но не совсем, как думал Демокрит. В разных географических местностях одни и те же вещи, оказывая на людей одинаковые воздействия, тем не менее заставляли их выталкивать воздух из легких по-разному, отчего первые слова были различными, что и легло в основу различия языков как развитых систем общения.

После смерти Эпикура его  преемником по руководству школой стал Гермарх из Митилены. Школа Эпикура существовала в течение нескольких веков. Мы вернемся к ней в дальнейшем, когда будем говорить о таком выдающемся представителе античного атомизма, как римский философ Лукреций. Философы-идеалисты ненавидели Эпикура и его учение,  рассказывали об Эпикуре и эпикурейцах всякие небылицы. Видимо, нельзя верить той информации о нескромности Эпикура, которую мы приводили выше. У Цицерона говорится о якобы традиционной грубой нетерпимости эпикурейцев ко всем иным учениям. Скептик Котта утверждает, что эпикуреец Зенон (старший современник Цицерона) «не только своих современников, Аполлодора, Сила и других, осыпал бранью, но и про самого Сократа, отца философии, говорил, что он был, употребляя латинское слово, аттическим «uiyTOM»(scurra). Хрисиппа же он никогда не называл иначе как «Хрисиппой». Стоик Бальб там же упрекает эпикурейцев в том, что они замкнуты на себе: «...вашим меньше всего известно, что говорят... представители других школ, вы ведь только своих и читаете, своих любите, остальных же по невежеству осуждаете». [3, c. 503]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Заключение

Философия Эпикура — величайшее и наиболее последовательное материалистическое учение Древней Греции после учений Левкиппа и Демокрита. Эпикур отличается от своих предшественников пониманием как задачи философии, так и средств, ведущих к решению этой задачи. Главной и конечной задачей философии Эпикур признал создание этики — учения о поведении, способном привести к счастью. Но эта задача может быть решена, думал он, только при особом условии: если исследовано и выяснено место, которое человек — частица природы — занимает в мире. Истинная этика предполагает истинное знание о мире. Поэтому этика должна опираться на физику, заключающую в себе как свою часть и как свой важнейший результат учение о человеке. На физику опирается этика, на этику — антропология. В свою очередь, разработке физики должно предшествовать исследование и установление критерия истинности познания.

Новой и оригинальной была мысль Эпикура о теснейшей  связи этики с физикой, о теоретической  обусловленности этики физикой.

Центральным из понятий, связывающих  физику Эпикура с его этикой, стало  понятие свободы. Этика Эпикура  — этика свободы. Эпикур всю свою жизнь провел в борьбе против этических  учений, не совместимых с понятием о свободе человека. Это поставило  Эпикура и всю его школу  в состояние постоянной борьбы со школой стоиков, несмотря на ряд общих  для этих двух материалистических школ понятий и учений. Согласно Эпикуру, учение о причинной необходимости  всех явлений и всех событий природы, разработанное Демокритом и принимаемое Эпикуром, ни в коем случае не должно вести к выводу о невозможности для человека свободы и о порабощении человека необходимостью (судьбой, роком, фатумом). В рамках необходимости должен быть найден и указан для поведения путь к свободе.

Эпикурейский идеальный  человек (мудрец) отличается от мудреца  в изображении стоиков и скептиков. В отличие от скептика эпикуреец  имеет прочные и продуманные  убеждения. В отличие от стоика эпикуреец  не бесстрастен. Ему ведомы страсти (хотя он никогда не влюбится, ибо  любовь порабощает). В отличие от киника эпикуреец не будет демонстративно нищенствовать и презирать дружбу, напротив, эпикуреец никогда не покинет  друга в беде, а если надо, то он и умрет  за него. Эпикуреец не будет наказывать рабов. Никогда  не станет он тираном. Эпикуреец не раболепствует перед судьбой (как  это делает стоик): он понимает, что  в жизни одно действительно неизбежно, но другое случайно, а третье зависит  и от нас самих, от нашей воли. Эпикуреец не фаталист. Он свободен и способен на самостоятельные, самопроизвольные поступки, будучи подобен в этом отношении атомам с их самопроизвольностью.

В итоге этика Эпикура  оказалась учением, противостоящим суеверию и всем верованиям, унижающим  достоинство человека. Для Эпикура  критерий счастья (аналогичный критерию истины) — чувство удовольствия. Благо — то, что порождает удовольствие, зло — то, что порождает страдание. Разработке учения о пути, ведущем  человека к счастью, должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути.

Учение Эпикура было последней  великой материалистической школой древнегреческой философии. Ее авторитет  — теоретический и нравственный — был велик. Поздняя античность высоко почитала строй мыслей, характер и строгий, воздержанный, граничащий с аскетизмом образ жизни и  поведения Эпикура. На них не могла  бросить тень даже резкая и непримиримо  враждебная полемика, которую против учения Эпикура всегда вели стоики. Эпикуреизм стоял непоколебимо под  градом их нападений, а его учения строго сохранялись в их первоначальном содержании. Это была одна из самых  ортодоксальных материалистических школ античности.

 

 

11. Список использованной литературы

 

1. Асмус В. Ф. А 90 Античная философия, Учеб, пособие. Изд. 2-е,

доп. М., «Высш. школа», 1976. 543 с.

2. Гончарова Т. В. Г 65 Эпикур. — М.:Мол. гвардия, 1988. — 303[1] с, ил. — (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр. Вып. 3 (685)).

3. Чанышев А.Н.  Ч 18 Философия Древнего мира: Учеб. для вузов.— М.: Высш. шк.,  1999.—703 с.

4. Лукреций. О природе вещей, т. II. М., Изд во АН СССР, 1947, с 497

5. Спиркин А.Г.  С72 Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.

 

 

1 Отрывки из неизвестных источников, 54 (цит по кн.; Лукреций. О природе вещей, т. II. М., Изд во АН СССР, 1947, с 497).

2 из письма к Геродоту

3 из письма к Мекенею

 


Информация о работе Философия Эпикура