Философия и искусство: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 17:27, реферат

Описание работы

Проблема взаимодействия философии и искусства в настоящее время переосмысляется, можно сказать переживает второе рождение на фоне формирования так называемой культуры постмодерна, во многом противопоставляющей себя модернизму. Постмодернизм размывает границы между философией и искусством: художественно-образная структура искусства проникает в абстрактно-логические построения философов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Проблемы взаимодействия философии и искусства………………
§1.1. Специфика философского знания…………………………………….
§1.2. Искусство как форма познания мира. Сущность искусства………..
§1.3. Философия и искусство: проблемы диалога…………………………
Глава 2. Философские концепции искусства………………………………….
§2.1. Противоречивость отношений философии и искусства…………….
§2.2. Роль философии в развитии искусства………………………………
§2.2 Тенденции развития взаимодействия философии и искусства……...
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

(55678)Философия и искусство.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Философия и искусство: общее и особенное

(реферат)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….

Глава 1. Проблемы взаимодействия философии и искусства………………

§1.1. Специфика философского знания…………………………………….

§1.2. Искусство как форма познания мира. Сущность искусства………..

§1.3. Философия и искусство: проблемы диалога…………………………

Глава 2. Философские концепции искусства………………………………….

§2.1. Противоречивость отношений философии и искусства…………….

§2.2. Роль философии в развитии искусства………………………………

§2.2 Тенденции развития взаимодействия философии и искусства……...

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема взаимодействия философии и искусства в настоящее время переосмысляется, можно сказать переживает второе рождение на фоне формирования так называемой культуры постмодерна, во многом противопоставляющей себя модернизму. Постмодернизм размывает  границы между философией и искусством: художественно-образная структура искусства проникает в абстрактно-логические построения философов.

Актуальность данной проблематики определяется тем, что пространство диалога философии искусства непрерывно расширяется, также испытывая на себе воздействия ряда социокультурных факторов. Во-первых, существенное влияние на диалог между этими дискурсами оказывает процесс глобализации и формирование парадигмы мультикультурализма. Во-вторых, изменения в сфере социальных коммуникаций, расширение сферы информационных технологий, появление глобальной информационной сети интернет способствовали выходу этой проблематики за пределы научного интереса философов-профессионалов и деятелей искусства. В-третьих, в практике культуры рождаются междисциплинарные жанры, в которых иногда неразличимым образом переплетается философия и искусство. Можно сказать, что философия начинает существовать и осмысливаться в форме произведений искусства, а искусство стоится по образцу философского произведения. В результате, философия приобретает зримые формы (например, в кинематографе), а искусство старается подчеркнуть метафизическое содержание.

Актуальность работы, в свою очередь, определила предмет и объект нашего исследования, а так же его цели и задачи. Объектом исследования данной работы является граница между философией и искусством как специфической формой познания действительности. Предметом исследования выступает тождественное – общее и различное – особенное у данных форм общественного сознания, что позволяет нам осознать противоречивость и взаимодополнительность философии и искусства. 

Проблема взаимоотношения философии и искусства не относится к числу мало разработанных тем. Существует обилие как отечественной ( В.П. Бранский [2], М. С. Каган [6]), так и западной литературы посвященной исследованиям данного феномена и различных его аспектов. Существует давняя истории взаимосвязи философии и науки. Здесь достаточно вспомнить принцип «мимезиса» (творческое воспроизведение) обозначенного Аристотелем в качестве одного из наиболее важных принципов эстетики. По словам Аристотеля: «Так как поэт есть подражатель, подобно живописцу или какому-нибудь другому художнику, то необходимо ему подражать непременно чему-нибудь одному из трех: или он должен изображать вещи так, как они были и есть, или как о них говорят или думают, или какими они должны быть» [1, С.125]

 Интерес к данной проблематике был всегда, но на новом уровне возникает в конце XVIII столетия. В это время философия открывает горизонты «смежных» областей знания (науки, права, религии, литературы), и под их воздействием переосмысляет свои границы. Специфическая связь между философией и искусством, благодаря немецкому идеализму (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг) осмысливалась как одна из существенных характеристик всей  новоевропейской культурной традиции. К примеру, И. Кант стал рассматривать эстетику как завершающую часть философской системы, по сути, по словам М. Ф. Овсянникова  поднимая её «ее на ступень чисто философской науки» [C. 196] Формируется классическая дихотомия между рациональностью и чувственностью, внешней и внутренней красотой. Эти и другие мысли оказались резюмированными в эстетике Г.В.Ф. Гегеля, в его диалектике логико-понятийного (философия) и художественно-образного (искусство) мышления.

В результате искусство осмысляется исключительно как иллюстратор философских идей.  Эта позиция находила множество оппонентов,  что послужило основанием для формирования противоположной позиции, согласно которой подлинным источником философской рефлексии являются художественно – изобразительные источники, то есть искусство. Такого рода мысли прослеживаются уже в работах И. В. Гете, Ф. Ницше и др. Постепенно искусство осмысляется не только, как «зеркало философии», а как источник переосмысления философии и даже целых социокультурных трансформаций. Состязание между философией и искусством, абстрактно-логическим и эстетико-теоретическим знанием приобретает характер диалога, а  философия фактически освобождается от «концептуально определенного отношения к произведению искусства» (Ф. Лиотар). В результате этих процессов оформляется выраженный теоретический интерес к проблематике взаимодействия философии и искусства, формируются неклассические стратегии взаимоотношений философии и искусства. Этот интерес значительно усиливается под влиянием феноменологии (М. Мерло-Понти и др.) постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез и др.) с их погруженностью в медийную проблематику и проблемы общества потребления.

Не смотря на значительный интерес к проблематике, необходимо заметить, что логика взаимодействия философии и культуры всё еще носит скрытый характер. Целью нашей работы будет являться попытка обозначить и осмыслить границу между философией и наукой, зафиксировать ключевые особенности этих феноменов, наметить перспективы их взаимодействия. Цель исследования определила задачи и структуру работы. Во-первых, необходимо обратить внимание на специфические особенности философии и искусства. Во-вторых, необходимо наметить основные трудности во взаимодействии этих форм знания. В-третьих, требуется указать на диалектически противоречивый характер взаимодействия между философским и художественно-образным знанием. В-четвертых, требуется ответить на вопрос о характере взаимного влияния философии и искусства, проанализировать возможные тенденции их развития.  

Методологической основой работы является диалектическая методология, а так же совокупность аналитических приемов, операций, подходов, используемых философско-историческим, историко - культурным, методами: анализ, синтез, индукция, дедукция.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА.

§1.1. Специфика философского знания.

 

Философия призвана вырабатывать целостный взгляд на мир и место в нем человека. Опуская специфику историко-культурных особенностей становления философии, отметим, что ключевой проблемой философии является проблема смысла и целей человеческого существования. Человек испытывает острую потребность в предпосылочных знаниях, которые разрабатывает философия. Она стремится обосновать, насколько человек свободен как в  своих поступках, так и в чем состоит его зависимость от факторов природной среды, социальных институтов и собственной биопсихической организации.

Предметная специфика философии постоянно ускользает от исследователя. Если к этой задаче подходить с привычными мерками науки, то ее не решишь. Дело в  том, что философия показывает не только то, каков объект в своем реальном существовании, но и какой он несет социально-культурный смысл, каким с позиции человека достоинством он обладает.

Обращает на себя внимание одно весьма примечательное обстоятельство: мир интересует философов не сам по себе, как представителей частных областных знаний, он имеет для них значимость потому, что является сферой существования людей и полем их деятельности. Еще древнегреческий мыслитель Протагор утверждал, что «человек мера всех вещей». Он понял, что предметы и события философы постигают в контексте жизнедеятельности общества, оценивая их в соответствии с потребностями, интересами и намерениями людей.

Существуют три базовых воззрений на вопрос о специфике философского знания. Согласно первой, философия занята поиском первоначал бытия. Эта концепция восходит к Аристотелю (348-322 до н.э.), который ввел термин «метафизика» для обозначения области познания, исследующей общие принципы организации сущего, возвышающиеся над знаниями о естественных явлениях природы. С тех далеких времен понятие «метафизика» часто используется как эквивалент понятия философии. Вторая концепция своеобразие философии усматривает в характере философского мышления. Л. Витгенштейн (1889-1951) полагал, что философия призвана распутывать клубок из разных значений слов, осуществляя селекцию осмысленных высказываний. Третья точка зрения была сформирована М. К. Мамардашвили (1930-1990), который трактовал философию как учение о коренных принципах бытия человека в мире.

Человеческое знание объемлет в себе разнообразный духовный и социальный опыт. Философия имеет метафизическую сущность. Философское знание опирается на опыт особого рода. Этот опыт нельзя отнести ни к чувственному, непосредственному переживанию действительности, ни к экспериментальному опыту ученого естествоиспытателя. Философское знание выходит за границу эмпирии, эксперимент не может служить онтологическим основанием для тех всеобъемлющих обобщений, к которым стремиться метафизика. Это обстоятельство некоторыми философскими направлениями используется с целью подвергнуть сомнению (а то и вовсе отказать в возможности) существование объективного философского знания. К примеру, скептики и позитивисты отрицали возможности философии в получении достоверного знания, за философским знанием закреплялась сфера субъективных переживаний.

Эмпирический опыт (сбор и накопление фактов) лежащий в основании научного знания не может дать нам представление о сверхчувственной, метафизической действительности. Философское знание не отрицает эвристических возможностей эмпирического знания, при этом она опирается на особую диалектическую методологию. Диалектика вырастает из того, что  в мире есть противоположности и противоречия, снятие которых порождает развитие, движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Философское знание опирается на особый диалектический разум, который познает тем самым общую логику, общие законы движения, присущие не только самой этой форме, но и формам. Законы, обнаруживаемые в результате такого рода рефлексии, выходят за границу эмпирического опыта имеют статус всеобщности, являются общими для всей эволюции и всего охваченного ею мира в целом.

Не смотря на многообразие философских проблем, всё философское знание непосредственно или опосредовано обращено к человеку [9]. В человеке диалектика достигает самого глубокого выражения. Можно даже сказать, что законы существования этой действительности ключ ко всем метафизическим проблемам. Человекознание расширяется до статуса всеобщего методологического орудия постижения сущности, законов и форм бесконеченой вселенной (единство макро- и микро- космоса).   Каждая категория философии – это «алфавит мира» несущая на себе отпечаток исторического и интеллектуального опыта человечества. Только на этой основе возникает, работает человеческая мысль, в том числе и мысль философская.

Подводя итоги можно выделить следующие ключевые особенности философии:

  • Философия устремлена к целостному постижению универсума,  первооснов и первопричин.
  • Философия призвана ответить на вопросы об отношении мышления к бытию.
  • Философия уносится в мир умопостигаемых сущностей, не доступных чувственному познанию.
  • Философия всякий раз сталкивается со множеством вариантов обоснований и опровержений одной и той же истины.
  • Философия носит субъектный характер, реконструирует действительность посредством категорий.
  • Философия выполняет роль «самосознания эпохи».

§1.2. Искусство как форма познания мира. Сущность искусства.

В основе феномена искусства лежит способность к эстетическому мировосприятию. Искусство является, по словам М.С. Кагана, особым способом познания [6, C. 391] и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.

Сущность искусства, по словам В. В. Бычкова составляет феномен эстетического [3, C. 244]. В основании искусства как формы познания лежит способность человека постигать бытие не только рациональным образом, но и чувственно-эмоциональном. Искусство актуализирует психо-эмоциональные отношения человека и мира в целом. Рациональное мировосприятие, получаемый в результате опыт, безусловно играет большое значение, но без эстетической реакции на действительность этот опыт будет неполным, незаконченным.

Искусство многообразно в своих проявлениях, каждое из которых обладает своим набором художественно-выразительных средств, своим художественным языком.  Каждый вид искусства раскрывает определенную эстетическую грань действительности. Все виды искусства дополняют друг-друга, и ни одно из них не может быть более эстетическим чем другое.

Как и культура, искусство имеет динамическую и статическую составляющую. Статическая, консервативная сторона культуры выступает в форме традиции. Традиция в искусстве представляет собой источник и механизм, благодаря которому происходит трансляция человеческого опыта в истории. В результате сохраняется преемственность технологии и фиксируется и осознается вневременная ценность произведений искусства разных эпох.  Любое искусство неизбежно опирается на  традицию, которая  не только требует соблюдения объективных стандартов, но упорядочивает  многообразие художественных проявлений. 

Информация о работе Философия и искусство: общее и особенное