Системный подход и особенности его применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2010 в 11:57, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

контр ксе.docx

— 84.51 Кб (Скачать файл)

     До  сих пор точные науки изучали  главным образом динамику изолированных  и повторяющихся процессов (вроде  движения планет). Успехи этих исследований очевидны. Однако множество явлений, считавшихся слишком сложными или  просто беспорядочными, ранее не поддавались  строгому рассмотрению. Теперь виденве природы претерпевает радикальные изменения, наука созрела для проникновения в суть сложных систем, для раскрытия глубоких закономерностей, скрытых под их, казалось бы, хаотичным поведением.

     Попытки универсализации научных принципов, отвлечения от разнообразия конкретных форм, отыскания ядра единой научной  картины мира предпринимались еще в конце XIX—начале XX века. Так, в 1906 году русский кристаллограф Е. С. Федоров в статье <Префекционизм» распространил действие принципа Ле-Шателье не только на физико-химические, но и на биологические, психические и социальные процессы. При этом физическая химия, как в свое время философия, а затем метафизика, выступила в роли интегратора и организатора всех наук: принцип Ле-Шателье известен у физиков под названием принципа наименьшего действия, у биологов — закона выживания, у экономистов — закона спроса и предложения. Суть его в том, что любая система стремится только к такому изменению, которое сводит к минимуму внешние нарушения. Другими словами, любая система стремится выйти из преобразований с возможно меньшими потерями

     К аналогичным выводам приводили  многих ученых, представляющих самые  различные направления науки, совместные поиски, широкое знакомство с достижениями в пограничных областях знания, связанными с интеграцией науки. Так, Дж. Дарвин, сын великого естествоиспытателя, указал на возможность распространения закона естественного отбора на физические и астрономические явления (1905-1907).

     Все выдвигаемые принципы объединяло одно: они регулировали устойчивость явлений  и относились к сфере организации. В большинстве из них говорилось о научной ценности аналогий, благотворности их упрощающей и эвристической роли. Но до идей общей теории организации они были далеки.

     Ближе всех подошел к реализации идеи построения организационной науки наш соотечественник  А.А.Богданов (Малиновский). Он разработал учение о типах и закономерностях  строения и развития систем — тектологию. Наиболее полное воплощение она получила в его трехтомном сочинении «Всеобщая организационная наука (тектология)». Оно вышло в свет в Германии и только затем в нашей стране в переводе с немецкого издания.

     «Мой  исходный пункт, — писал А. А. Богданов, — заключается в том, что структурные  отношения могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты  схем, как в математике отношения  величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим».

     А. А. Богданов отмечал два наиболее общих организационных механизма: а) формирующий совокупности и комплексы  объектов; 6) регулирующий. При этом некоторым терминам из биологии он придавал универсальный смысл. Открытые им механизмы во многом объясняли  пути образования интегративных  системных качеств и параметрических  свойств, в частности принцип  формирования, функционирования и развития сйстемообразующего признака или связи.  

     Первоэлементом  структуры А. А. Богданов считал связь  — организационную интерпретацию  взаимодействия материальных объектов, то есть форму его обнаружения. Он же одним из первых дал систематизацию видов связей.

     «Порядок, — отмечал А. А. Богданов, — начинается с объединения объектов. Он с необходимостью следует за организационным кризисом — ростом энтропии и хаоса, в которых  действует элемент порядка —  отбор (биорегулятор). При этом потери всегда превышают усвоение материала среды — в строгом соответствии с требованием закона сохранения энергии.

     Среда, вторгаясь в систему, вызывает ее мутацию, повышает уровень энтропии, но порядок вновь восстанавливается  уже на новом уровне за счет перестройки  системы. Организационные резервы  системы безграничны, в отличие  от вещественных и энергетических, пополняемых из внешней среды, а потому безграничны возможности совершенствования системы. Но среда отпечатывает на системе все свои структурные действия. Они же тесно связаны с энергией, а через нее — с веществом. Поэтому обмен веществ включает в себя и обмен организацией».

     Прогресс  — это прежде всего структурная активность, и А. А. Богданов полагал возможным вычислять ее количественные параметры. Он считал, что движущей силой прогресса являются противоречия между однородностью и неоднородностью, устойчивостью и неустойчивостью, равновесием и неравновесностью. В положительном, прогрессивном отборе к старым противоречиям добавляются новые, и это является прологом нарушения устойчивости. Прогрессу благоприятствует постоянство изменений, или устойчивая неустойчивость: новая техника или новый вид продукции на предприятии вносят элемент расстройства и беспорядка, но без них нет движения вперед.

     Платой  за организационный процесс всегда является утрата прежней формы, ее сбрасывание. Но то, что в мертвых телах является причиной разрушения, у белка является основным условием существования. В  организационном плане это верно  для всех материальных систем: у  организации нет «мертвых тел», как  нет бесструктурной материи. Реформы  в обществе — пример созидательного использования одного из структурообразующих  механизмов. -

     В единстве положительного и отрицательного отбора осуществляется динамика структурного развития. Первый усложняет формы, увеличивает  разнородность бытия и диапазон выбора, доставляя строительный материал для возрастающей организации; второй — упрощает этот материал, устраняя из него все непрочное, неустойчивое, вносит в связи однородность, согласованность, порядок, то есть производит систематизацию. «Дополняясь взаимно, — отмечал  А. А. Богданов, — оба процесса стихийно организуют мир».

     Закон сохранения организации, сформулированный А. А. Богдановым, вытекал из логики мирового развития, подтверждался всем опытом развития природы и общества.

     А. А. Богданов одним из первых предпринял попытку системного подхода к  анализу взаимоотношений части  и целого. Суммарная структурная  устойчивость комплекса есть результат  частичных устойчивостей, причем мерилом  выступает самое неустойчивое звено. Вся цепь никогда не может быть крепче своего самого слабого звена. Когда система рассогласована, вывести из строя ее можно минимальным усилием. Эту закономерность теории игр широко используют менеджеры, стратеги, военачальники. Это — закон минимума: «устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент». Он известен в механике как принцип наименьшего действия, в биологии как закон выживания, в агрохимии как формула урожайности, в кибернетике как теория «вето».

     В организационных отношениях важную роль играет среда. Она может изменять систему или консервировать ее, что  также представляет собой форму  изменений. Чем более изменчива  среда, тем менее устойчив комплекс. И напротив, чем среда консервативнее, тем он незыблемее. При этом структура  объекта также может быть консервативной или революционной, жесткой или  пластичной: она как бы повторяет  колебания среды, отзываясь на них. Консервативные типы отношений погибают при ускорении темпов развития. Погибая, они, используя инерцию, долго сопротивляются.

     Чем значительнее изменчивость основы отбора, тем выше разнородность элементов, богаче выбор комбинаций элементов. Разнородность не есть дезорганизованность, богатство особенного не есть отрицание общего. Она всегда означает усиление сложности внутренних отношений системы, понимание ее устойчивости как необходимое условие выживаемости в окружающей среде. Это происходит до известного предела, за которым начинается преобладание неустойчивости, разнородности, постепенно перевешивающее порядок. Система в целом становится неустойчивой. Сумма ее активностей и сопротивлении окружающей среде понижается, разнородность переходит в дезорганизованность. То, что берет отрицательный отбор, уносится безвозвратно. В новых условиях на месте утраченных элементов образуются или приобретаются из внешней среды новые. Без разрушения нет созидания. Это две стороны взаимодействия системы со средой. Другой стороной необратимости разрушений является непрерывность созидания, прогресса в системном процессе.

     Для многих ученых организационные и  информационные идеи врача и экономиста А. А. Богданова казались неприемлемыми  именно в силу их всеобщности, высокого уровня абстракции. Такой высокий  полет мысли смущал их, они вели против тектологии и ее автора явную и скрытую борьбу.

     А в 1940-е годы известный австрийский  биолог Людвиг фон Берталанфи опубликовал книгу «Общая теория систем», в которую вошли основные положения тектологии. На удивительное сходство названных идей впервые указал в 1978 году американский ученый Р. Маттесич. Он высказал недоумение по поводу отсутствия каких-либо ссылок на А. А. Богданова в работах его зарубежного последователя: ведь труды русского учёного наверняка были известны ему в немецком переводе.

     В настоящее время для исследования процессов самоорганизации в  открытых нелинейных системах формируется  новое научное направление, которое  получило наименование «синергетика». Термин синергетика ввел немецкий ученый Г. Хакен. Буквально он означает «теория совместного действия». Синергетика являет собой новый этап изучения сложных систем, продолжающий и дополняющий кибернетику и общую теорию систем.

     Если  кибернетика занимается проблемой  поддержания устойчивости путем  использования отрицательной обратной связи, а общая теория систем —  принципами их организации (дискретностью, иерархичностью и т. п.), то новая  наука фокусирует свое внимание на неравновесности, нестабильности как естественном состоянии открытых нелинейных систем, на множественности и неоднозначности путей их эволюции. Синергетика исследует типы поведения таких систем, то есть нестационарные структуры, которые возникают в них под действием внешних воздействий или из-за внутренних факторов (флуктуаций).

     Синергетика - синтетическое направление, она использует достижения математики и естественных наук, а также мощь современных компьютеров.

     Профессор Г. Н. Дульнев в своей книге «Введение в синергетику» приводит несколько вариантов определений этого нового научного направлений:

     • синергетика — наука о самоорганизации  физических, биологических и социальных систем;

     • синергетика — наука о коллективном, когерентном поведении систем различной  природы;

     • синергетика — термодинамика  открытых систем вдали от равновесия;

     • синергетика — наука о неустойчивых состояниях, предшествующих катастрофе, и их дальнейшем развитии (теория катастроф);

     • синергетика — наука об универсальных  законах эволюции в природе и  обществе.

     Исходными понятиями в синергетике являются понятия точек бифуркаций и аттракторов.

     Под точкой бифуркаций понимается состояние рассматриваемой системы, после которого возможно некоторое множество вариантов ее дальнейшего развития. Примерами бифуркаций являются: состояние выбора человеком варианта поступления в высшее учебное заведение, состояние популяции при выборе под влиянием внешней среды варианта дальнейшего развития в борьбе за существование, точки ветвления на генеалогическом (родословном) дереве, точки перехода к разным вариантам продолжения диалога «студент — компьютер» в процессе тестирования знаний студента с использованием закрытых тестов (когда предлагается выбрать правильный и полный ответ из серии предложенных); состояние борьбы двух фронтов в атмосфере с возможными вариантами изменения погодных условий. Наглядно-образное представление о точке бифуркаций дает картина В. М. Васнецова «Рыцарь на распутье».

     В самом общем случае точка бифуркаций может быть представлена графически так, как показано на рис. 
 
 
 
 

     Рис. 
 
 
 
 

     Здесь она обозначена буквой В. До момента  времени, соответствующего состоянию  В, система развивалась по траектории АВ. При этом вполне возможны были некоторые флуктуации, то есть небольшие отклонения (они показаны пунктиром), но в главных чертах система развивалась по траектории АВ.

     После момента времени, соответствующего точке бифуркаций, система имеет  возможность развиваться по нескольким вариантам: ВС1 ,ВС2 ,…, ВСi ,..., ВСn. Та траектория или то некоторое множество траекторий, по которым возможно развитие системы после точки бифуркаций и которые отличаются от других относительной устойчивостью, то есть являются наиболее реальными, называются аттракторами.

     Другими словами, аттрактор —это относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе все множество траекторий развития, возможных после точки бифуркаций.

     Примерами аттракторов являются группа экономических  вузов и специальностей для абитуриента, имеющего склонность посвятить себя экономике; популяция морозоустойчивых особей в случае наступления глобального  похолодания; актерская стезя для  потомка актерских семей; совокупности правильных ответов для студента - «отличника»; погода, соответствующая  времени года.

Информация о работе Системный подход и особенности его применения