Современное состояние международной валютно-кредитной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Объяснение этому факту находится в особенностях долгосрочного экономического развития. Те страны, которые пережили период капиталистического развития и, соответственно, период становления соответствующих институтов в финансовой сфере (банков, фондовых бирж, страховых компаний), одновременно пережили и период интенсивного развития рынка и его неотъемлемой части - финансового сектора. Их развитые национальные рынки ценных бумаг, золота, товарные биржи и другие учреждения, открытые для международных операций и зарубежных инвесторов и клиентов, впоследствии трансформировались в международные центры.
Цель исследования - рассмотреть современное состояние международной валютно-кредитной системы.

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_dkb.docx

— 71.38 Кб (Скачать файл)

Проанализируем вкратце и в наиболее общем виде возможные правовые вопросы, которые могут подниматься в связи с разрешением вышеизложенной фабулы. Основанием иска в данной ситуации служит факт неплатежа по облигациям. При этом истец требует возмещения на основании деликта со стороны эмитента - обмана и небрежности. Деликтные обязательства будут определяться по праву США, но суд должен будет решить, право какого штата следует применить в данном случае - Нью-Йорка (местонахождение компании - держателя облигаций) или Флориды (штата, где проживает истец). При этом практика разрешения споров из международных облигаций показывает, что доказательство наличия обязанности со стороны ответчика (одного из элементов деликта) в данных отношениях не применяется: эмитент будет нести ответственность без вины (strict liability)8, т.е. бремя доказывания со стороны истца существенно меньше.

Однако права истца на иск на основании неплатежа со стороны эмитента облигаций могут быть ограничены условиями выпуска, изложенными в проспекте эмиссии. Поскольку в данном выпуске был использован инструмент доверительной собственности (траста), все вопросы, связанные с требованиями держателей облигаций, скорее всего, будут решаться через доверительного собственника в соответствии с условиями, изложенными в проспекте эмиссии, - об этом свидетельствует практика выпуска международных облигаций. При этом для решения данных вопросов будет проводиться собрание держателей облигаций, а не урегулированные проспектом вопросы будут решаться по праву Англии (местонахождение доверительного собственника).

Следует учитывать, что акции были переданы в залог банку-агенту, зарегистрированному в США. Поэтому истец может предъявить одновременно требования о реализации заложенных по облигациям акций головной компании - такие требования рассматриваются по месту нахождения заложенного имущества. Но это может оказаться непросто, поскольку залог был предоставлен в обеспечение обязательств по облигациям, держателями которых являются и другие лица - необходимость их участия может затянуть судебное разбирательство. Однако если в отношении первоначального истца (польской дочерней компании) будет инициирована процедура несостоятельности, то все вопросы, связанные с имуществом последнего, будут решаться по законам Польши. Если о своей несостоятельности объявит и поручитель по облигациям, то будут применяться требования законодательства Германии. При этом общие вопросы несостоятельности европейских предприятий будут регулироваться Регламентом Совета ЕС N 1346/2000 «О производстве по делам о несостоятельности».

Вышеизложенный пример позволяет вкратце продемонстрировать сложность существующей практики выпуска и обращения международных облигаций, а также решения связанных с этим правовых вопросов. Далее посмотрим, как могут решаться вопросы, связанные с предоставлением международных кредитов, в соответствии с нормами российского коллизионного права.

Международный кредит можно рассматривать как самостоятельное обязательство, но чаще всего он является элементом уже существующего (инвестиционный договор) или возникшего после (факторинг, зачет) обязательства. В таком случае связанные с ним отношения будут подпадать под действие п. 5 ст. 1211 ГК о смешанных договорах (если иное не вытекает из закона, условий или существа договора или совокупности обстоятельств дела), т.е. соглашениях, содержащих в себе несколько самостоятельных обязательств. Споры по каждому обязательству будут решаться по праву страны, которое применимо к данному обязательству.

Предположим, что спор возник в связи с просрочкой выплат по синдицированному кредиту между российским заемщиком и зарубежными кредиторами - синдикатом банков из 8 стран: Кипра, Нидерландов, Люксембурга, Китая, Германии, Соединенного Королевства Великобритании, Ирландии, Франции. Обязательство по синдицированному кредиту по существу кредитное и подпадает (если иное не предусмотрено соглашением сторон) под общее действие пп. 8 п. 3 ст. 1211 ГК. Норма отсылает к праву кредитора - иностранного инвестора. Решение всех вопросов, связанных с удовлетворением требований кредиторов, будет осуществляться одновременно по праву всех вышеуказанных стран, если иное не предусмотрено в договоре. Если стороны самостоятельно определили применимое право (например, английское право), не исключено, что императивный закон заемщика запрещает применение иностранного права к возникшим отношениям (так называемый публичный порядок) и поэтому вопрос не может быть решен по английскому праву. Принимая во внимание изначальную гибкость правовых предписаний, необходимо помнить, что стороны будут пытаться обосновать применение тех норм, которые максимально соответствуют их интересам, а не торжеству справедливости.

Далее следует посмотреть, как решается вопрос по праву зарубежной страны. После обращения к иностранному законодательству, практике его применения и взглядам местных специалистов может оказаться, что вопрос решается не в пользу заемщика, хотя и по российскому праву результат мог бы оказаться положительным. Но в вопросах обеспечения обязательств ситуация выглядит иным образом.

В практике международных кредитных соглашений в пользу кредиторов в условия договора принято включать специальную статью, посвященную будущим залоговым операциям заемщика: в случае, если заемщик передает в залог свое имущество третьему лицу, кредиторы по первоначальному кредитному соглашению автоматически становятся солидарными кредиторами по возникшему в этой связи новому залоговому обязательству заемщика. Однако если подобная практика признается английскими судами, то в российском суде и любом другом суде романо-германской правовой семьи требования кредиторов-заимодателей в рамках возникшего залогового обязательства будут несостоятельными. Так, если в англосаксонской правовой семье допускается передача в залог имущества, которое возникнет в будущем, то по требованиям российского законодательства договор - предмет залога должен быть индивидуализирован - необходимо указать его оценку, а также существо и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом (п. 1 ст. 339 ГК РФ). Поэтому такое условие в договоре будет признано недействительным как противоречащее закону (ст. 168 ГК РФ).

Потенциальные опасности для кредиторов, возникающие в связи с участием в международных кредитных соглашениях, могут быть вызваны также другими обстоятельствами. Например, в стране заемщика принимается новый закон, который в той или иной степени затрагивает финансовые операции заемщика, в том числе связанные с исполнением принятых обязательств по выплате процентов, возврату долга - чаще всего это валютные ограничения.

С другой стороны, заемщикам не следует забывать о том, что в ведущих финансовых центрах мира действуют свои «местные» правила (lex mercatoria), такие, как правила Лондонской кредитной ассоциации (London Market Association) на финансовом рынке Лондона и правила Ассоциации синдицированного кредитования и торговли (Loan Syndications and Trading Association) в США. На эти правила делается ссылка в подавляющем большинстве международных кредитных договоров.

Таким образом, при выходе российских заемщиков на международные финансовые рынки или при участии российских кредитных организаций в иностранных синдикатах в выпуске международных облигаций следует учитывать особенности правового регулирования в данной сфере международных отношений. Во-первых, следует тщательно подходить к формированию условий кредитного соглашения и проспекта эмиссии международных облигаций - именно в соответствии с этими документами будет решаться большинство возникающих впоследствии вопросов. Во-вторых, необходимо учитывать специфику законодательства контрагентов, которое может в корне отличаться от соответствующих норм российского права. В-третьих, следует помнить, что хотя международный кредит или выпуск облигаций оформляется одним документом, участие в нем сторон, расположенных в разных государствах, свидетельствует о том, что в случае возникновения спора не исключено одновременное ведение судебного разбирательства в нескольких государствах. Все вышеперечисленные правовые вопросы следует тщательно взвесить, прежде чем вступать в заемные отношения с иностранными контрагентами.

 

 

 

 

2 Современное состояние  международной валютно-кредитной  системы

2.1 Валютный курс и таргетирование  инфляции

 

Стратегия таргетирования инфляции является предметом активного обсуждения. На настоящий момент особенно важно определить слабые стороны стратегии, для того чтобы впоследствии максимально эффективно воспользоваться преимуществами таргетирования инфляции. В статье дается представление о роли валютного курса в развивающихся и развитых странах, применяющих таргетирование инфляции. Оценивается денежно-кредитная политика в различных экономических условиях на примере финансово-экономического кризиса.

По мере восстановления мировой экономики после относительно недавно произошедшей глобальной рецессии ведущие мировые специалисты в области экономики и финансов активизируют обсуждение причин возникновения финансово-экономического кризиса и мер по предотвращению или как минимум снижению рисков его возникновения в будущем.

Актуальность этой темы в немалой степени обусловлена тем, что наблюдаемый в настоящее время прогрессирующий рост государственной задолженности США, Греции, Испании, Кипра, Италии, Великобритании может стать очередным фактором возникновения второй волны мирового финансово-экономического кризиса. Вероятность его возникновения достаточно высока, несмотря на данные Всемирного банка о положительном росте ВВП большинства развитых и развивающихся стран в 2010 г. по сравнению с показателями 2009 г.

В этих условиях реальный практический интерес представляет опыт стран, применявших стратегию таргетирования инфляции как до возникновения финансово-экономического кризиса 2007 - 2009 гг., так и в период его развития. Полученный опыт свидетельствует о наличии слабых и сильных сторон данной стратегии.

Среди слабых сторон стратегии, требующих дальнейшего изучения, можно, в частности, назвать экономическую зависимость страны от движения валютного курса. В наибольшей степени такая зависимость присуща развивающимся странам, где валютные курсы менее свободны от государственного регулирования по сравнению с индустриально развитыми странами, центральные банки которых значительно реже прибегают к такому регулированию.

Причины, по которым развивающиеся страны вынуждены достаточно часто прибегать к регулированию валютного курса, связаны с неустойчивостью развития в них финансово-экономических процессов, важнейшим индикатором которых является инфляция, выступающая в этой связи в качестве одного из главных ориентиров для валютных рынков этих стран. Поэтому данные по инфляции являются объектом самого пристального внимания и тщательного анализа со стороны их центральных банков.

Неустойчивость финансово-экономических процессов обусловлена зависимым, во многих случаях отсталым характером социально-экономического развития большинства развивающихся стран, что в конечном счете предопределяет их в целом подчиненное положение в мировой валютной системе.

Поэтому в большинстве случаев развивающиеся страны не имеют возможности надежно защитить себя от резких колебаний курсов валют развитых государств и негативных процессов на валютных рынках. В результате возникает серьезная дезорганизация хозяйств и торговых связей этих стран, дестабилизируются их валютные резервы, хранящиеся в мировых финансовых центрах.

Вопрос взаимосвязи валютного курса и уровня инфляции широко обсуждается в научных кругах, порождая большое количество дискуссий о магнитуде и направлении этого влияния как в развивающихся странах, так и в развитых. Наиболее известный термин в западной литературе, используемый при объяснении данного явления, на английском языке звучит как exchange rate pass-through и в переводе на русский получил название в экономической теории как «перенос изменений курса на цены товаров». Взаимодействие двух этих факторов может проявляться, например, в виде прямого отражения изменений валютного курса в изменениях цен, а также косвенно влиять на изменение совокупного спроса и уровня цен.

В рамках такого взаимодействия резкие колебания валютного курса и инфляции обостряют социально-экономические проблемы, подрывают доверие к деятельности центрального банка страны и усиливают рост инфляционных ожиданий. Нейтрализации или, по меньшей мере, существенному ослаблению влияния негативных факторов взаимодействия валютного курса и инфляции может служить, по мнению ряда зарубежных специалистов, применение таргетирования инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Необходимость регулирования валютного курса

 

Роль валютного курса также проявляется в негативном воздействии краткосрочных изменений курса национальной валюты, влияющего, например, на устойчивость уровня ВВП. Сравнивая эффективность валютных интервенций, осуществляемых в странах, таргетирующих и нетаргетирующих инфляцию, МВФ отдает предпочтение первым, центральные банки которых в отличие от вторых могут безболезненно для экономики проводить краткосрочные валютные интервенции для регулирования валютного курса. Такая возможность обусловлена прозрачностью процесса принятия решений в странах, таргетирующих инфляцию, а также высокой степенью доверия рынков и потребителей к действиям центральных банков, которые, в свою очередь, способны внятно обосновать изменения в монетарной политике, не допуская тем самым паники на рынках и пересмотра инфляционных ожиданий.

Помимо стабилизации ВВП регулирование валютного курса в развивающихся странах необходимо и для поддержания их финансовой стабильности, которая в основном обеспечивается за счет внешних займов. Наибольшая их часть, как правило, выражена в иностранной валюте. В этих условиях в случае падения курса национальной валюты при несоответствии объема иностранной задолженности размеру государственных иностранных резервов страны с развивающейся экономикой сталкиваются с риском неплатежеспособности. Подобному же риску в этих странах могут подвергнуться банки, фирмы и домохозяйства.

Необходимость регулирования валютного курса развивающейся экономики обусловлена также проблемой ее долларизации, возникающей из-за предпочтения агентами доллара национальной валюте в условиях слабого правительственного контроля над предложением денег. В результате излишней долларизации возникает кредитный риск банков, предоставляющих заем клиентам в иностранной валюте. Относительно высокая долларизация экономики может быть одной из причин активной валютной политики, характерной для развивающихся стран, не придерживающихся таргетирования инфляции. По данным МВФ, объем долларовых депозитов в развитых и развивающихся странах, таргетирующих инфляцию, в среднем составляет около 15% от общего объема депозитов. В то время как в развивающихся странах, не таргетирующих инфляцию, такой показатель составляет 44,6%, а в странах, таргетирующих валютный курс, - 25,3% (табл. 1).

Информация о работе Современное состояние международной валютно-кредитной системы