Эскроу-счета в контексте российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 20:21, доклад

Описание работы

В настоящее время Глава 23 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] выделяет шесть способов обеспечения исполнения обязательств. Однако современный деятельный оборот требует применения и иных механизмов. Решением данной проблемы, к сожалению, не является норма п.1 ст.329 ГК РФ, которая предоставляет возможность сторонам структурировать в договоре способы обеспечения, не предусмотренные законом.

Файлы: 1 файл

Карымов Статья Эскроу-счета в контексте российского права.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Автор работы: Карымов Павел Александрович студент 3 курса юридического факультета

Научный руководитель: к.э.н., доцент Петровский С.В.

Учебное заведение: Российский государственный социальный университет Филиал в г.Чебоксары

Эскроу-счета  в контексте российского права

    В настоящее время Глава 23 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] выделяет шесть способов обеспечения исполнения обязательств. Однако современный деятельный оборот требует применения и иных механизмов. Решением данной проблемы, к сожалению, не является норма п.1 ст.329 ГК РФ, которая предоставляет возможность сторонам структурировать в договоре способы обеспечения, не предусмотренные законом. Как показывает современная практика российские суды с большой степенью настороженности относятся к договорному творчеству, регулярно квалифицируя такие непоименованные в законе обеспечительные меры, как притворные сделки, применяя к ним такие нормы Гражданского кодекса, которые не имели в виду сами стороны основного обязательства, заключая соглашение [13].

     Поэтому исследования проблем использования эскроу-счетов в российской коммерческой практике имеет большое практическое значение. В условиях роста торговых отношений и увеличения средней цены сделок между контрагентами становится актуальным поиск наиболее действенного способа обеспечения исполнения обязательств, в качестве которого и может выступить обеспечительный механизм эскроу-счета.

     В связи с изложенным, следует отметить, что реализация обеспечительных  механизмов, распространенных в международной практике, осложняется отсутствием их законодательного регулирования в российской правовой системе.

     Являясь институтом обеспечения исполнения обязательств, эскроу-счет находится  в сложной коллизии гражданско-правовых и экономических отношений с  практикой использования его механизмов в правовом пространстве Российской Федерации, которые требуют своей юридической оформленности.

     Эскроу (англ. escrow) – это обязательство, согласно которому денежные средства (имущество) передаются должником (депонентом) третьему лицу (эскроу-агенту), функцией которого является обеспечение обязательств должника перед кредитором [9].

     Эскроу-счет - это счет, перевод денег (имущества) с которого осуществляется при наступлении  определенных обстоятельств или  выполнении определенных обязательств. Эскроу-счета также иногда называют счетами «условного депонирования», «залогового депозита» (можно встретить и другие определения). Договор об эскроу-счете является, как правило, акцессорной многосторонней взаимной гражданско-правовой сделкой.

     Механизм  действия приведенной элемента осуществляется таким образом, что одна сторона вносит деньги (имущество) эскроу-агенту. Эскроу-агент держит депозит эскроу до наступления определенного события или исполнения обязательств. Кредитор (бенефициар) имеет возможность получить денежные средства (имущество) только при соблюдении заранее оговоренных условий. Все эти условия обговариваются при передаче денег или иного имущества эскроу-агенту. В случае неисполнения условий договора бенефициаром эскроу-агент при наступлении оговоренного срока возвращает сумму вклада лицу, которое перевело денежные средства (имущество) [6].

     Лицо  в качестве эскроу-агента действует  как доверительное лицо с равными  обязанностями по отношению ко всем сторонам, которые имеют интерес  в имуществе, переданном в эскроу. Поэтому в качестве эскроу-агентов выступают независимые организации, которые не имеют интереса в сделке. Исходя из сущности эскроу-агента, в его роли в зарубежной практике выступают финансовые и кредитные организации, независимые юристы и нотариусы, другие.

     В обеспечительных обязательствах эскроу-агент  осуществляет следующие функции:

  • готовит необходимые инструкции от лица обеих сторон, получает необходимые документы и денежные средства;
  • определяет процент, налоги и т.п.;
  • проверяет чеки, если они предоставляются;
  • прекращает сделку при осуществлении всех необходимых обязанностей сторон по договору;
  • оплачивает платежи в размере, в котором его уполномочили стороны;
  • предоставляет обеим сторонам отчет о переводе денежных средств;
  • информирует стороны об исполнении обязательств по сделке;
  • осуществляет иное.

     Однако, основная обязанность эскроу-агента - обеспечить безопасность и сохранность  переданного имущества в эскроу. Если это деньги, то они должны быть положены на депозиты на специальный банковский счет, который отделен от счетов агентов.

     Таким образом, механизм эскроу-счета представляет собой один из способов обеспечения исполнения основного обязательства.

     В качестве основной сделки, осуществляемой с расчетами эскроу, может выступать любая гражданско-правовая сделка, если для нее специально в законе не оговорены условия, которые прямо противоречат сущности эскроу-счетов. Так, например, исходя из зарубежного опыта, а также нескольких прецедентов в России, чаще всего к услугам эскроу-агента прибегают при осуществлении сделки купли-продажи недвижимости, имущественного комплекса, поставки крупных партий товаров, в частности, когда одной из сторон основной сделки является иностранный субъект.

     Как мы выяснили, механизм эскроу-счета  представляет собой проведение между депонентом и кредитором с привлечением эскроу-агента расчетов, которые происходят в несколько этапов. Выделяются следующие этапы [11]:

     1) согласование и заключение между депонентом и бенефициаром договора;

     2) согласование и заключение между депонентом, бенефициаром и эскроу-агентом трехстороннего договора или соглашения эскроу, определяющего механизм реализации положений основной сделки;

     3) депонирование депонентом на банковском счете эскроу-агента денежной суммы, уплачиваемой по основному договору;

     4) передача бенефициаром, проверка и принятие эскроу-агентом согласованного в основном договоре и договоре (соглашении) эскроу пакета документов;

     5) высвобождение эскроу-агентом денежных средств в пользу бенефициара;

     6) передача эскроу-агентом депоненту пакета документов, полученных от продавца.

     Как видим, роль эскроу-агента в данных отношениях очень велика. На него возлагается  обязанность по принятию денежных средств  и в последующем их перевод  бенефициару против определенного  согласованного пакета документов, который должен быть тщательным образом проверен на соответствие условиям, изложенным в  основном договоре и договоре эскроу-счета. Разумеется, что и уровень профессионализма агента, и степень доверия к нему сторон по сделке должны быть высоки.

     Действующее гражданское законодательство России не осуществляет правовое регулирование  эскроу-счетов, однако можно выделить близкие по конструкции и по существенным признакам договорные типы обязательств. Такие как аккредитив, эскроу-счет как банковский счет, эскроу-счет как договор банковского вклада в пользу третьего лица, доверительное управление, смешанный договор и другие.

     В России на практике проблема эскроу-счета давно решается посредством привлечения иностранных банков в качестве эскроу-агентов. В соответствии с этим механизмом стороны заключают трехсторонний договор, регулируемый правом страны с либеральным законодательством, признающим эскроу-счета, в соответствии с которым иностранный банк открывает для субъектов основного обязательства эскроу-счет. Стороны направляют банку инструкцию о порядке осуществления операций в отношении денежных средств, поступающих на эскроу-счет, которая является неотъемлемой частью договора. В дальнейшем все отношения сторон строятся в соответствии с типовой схемой, охарактеризованной выше. В результате такое соглашение, будучи подчиненным иностранному праву, позволяет избежать сложностей, возникающих при реализации данного механизма в условиях российского законодательства.

     Необходимость введения института эскроу в российское законодательство обуславливается рядом проблем: привлечение посредника при платежах за недвижимость, погашение ипотечных кредитов, выпуск ипотечных ценных бумаг.

     Представленные  проблемы было бы выгоднее решить, введя  институт эскроу-счета и эскроу-агента в российское гражданское право. Так, например, по крупным сделкам по договору отчуждения недвижимости стороны уже прибегают к использованию иностранного элемента, в роли которого как раз и выступает агент и счета эскроу, что приводит к оттоку денежных средств в виде платежей за пользование услугами иностранных элементов (агентов эскроу, банков), налогов за ведение законной деятельности на территории другой страны, в бюджет которой они поступают, иные платежи и взносы, которые могли бы пополнять российскую казну.

     Решение проблемы ипотечного кредитования также  могло бы быть решено с использованием специального посредника (эскроу агента), на эскроу-счет которого зачисляется  общая сумма, за счет которой этот посредник осуществляет погашение  всех видов периодических платежей, лежащих на заемщике. Как следствие, заемщики приобретают необходимое удобство в исполнении своих обязательств, а банковское сообщество получает более прозрачную и надежную систему возврата кредитов.

     Специальные счета для посредников делают более высокой надежность ипотечных ценных бумаг, в том числе за счет правовых мер, обеспечивающих безопасность движения денежных средств от заемщиков по ипотечным кредитам к владельцам облигации с ипотечным покрытием. По этой причине для обеспечения надежности ипотечных ценных бумаг следует исключить или уменьшить риски связанные с сервисным агентом, что достигается прежде всего признанием соответствующих денежных средств чужими для этого агента. Именно данное положение является одним из основных для механизма эскроу-счета, который открывается для клиентов – сторон по основной сделке, и не является собственностью агента эскроу, который лишь осуществляет управление данным счетом.

     В декабре 2007 года депутат Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации Анатолий Геннадьевич Аксаков внес на рассмотрение в нижнюю палату парламента Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования номинальных банковских счетов) [4; 10]. Данный законопроект предусматривал введение в российское законодательство механизм, подобный механизму эскроу-счета.

     Номинальный счет по замыслу инициатора законопроекта  является аналогом зарубежного эскроу-счета  и предусматривает следующий  режим реализации:

     - номинальный банковский счет  открывается банком клиенту (владельцу  счета) для проведения операций  с денежными средствами, не являющимися  денежными средствами клиента  (владельца счета). В договоре  номинального банковского счета  должны быть указаны: лицо, являющееся владельцем денежных средств, находящихся на номинальном счете, и (или) лицо (лица), в адрес которого должны быть перечислены денежные средства, находящиеся на номинальном счете (выгодоприобретатель);

     - сведения, составляющие банковскую  тайну, в отношении номинального счета могут быть предоставлены третьим лицам (например, выгодоприобретателю);

     - в отношении номинальных счетов  возможны ограничения прав клиента  на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете;

     - обращение взыскания по долгам должника на денежные средства, находящиеся на номинальном банковском счете (счетах), владельцем которого является должник, не допускается [6].

     Однако, несмотря на схожесть с эскроу-счетом, номинальный банковский счет является видом банковского счета, в то время как эскроу-счет относится к механизмам обеспечения исполнения обязательств, перечень которых в российском законодательстве содержится в Главе 23 и ст.329 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также законопроект о введении в действие номинальных банковских счетов содержит ряд существенных отличий и недостатков, в силу чего он и не был рассмотрен на заседаниях Государственной Думы ФС РФ. Основными недостатками законопроекта являются:

     - номинальные счета, в соответствии  с законопроектом, призваны служить для расчетов с недвижимостью, в то время как эскроу-счет может применяться при расчетах по любому виду основной сделки;

     - агентом в сделках с номинальными  банковскими счетами, по замыслу,  могут выступать только банковские  учреждения, в то время как, согласно сущности эскроу-счета, в роли эскроу-агента, как мы говорили выше, могут выступать любые финансовые и кредитные организации, независимые юристы, нотариусы;

     - договор о номинальном банковском  счете согласно законопроекту  является самостоятельной сделкой, а договор об эскроу-счете напрямую связан с основной сделкой между депонентом и бенефициаром и прекращает свое существование в момент исполнения основного договора. Зависимость такого счета от центральной сделки было бы выгодным решением, так как эскроу-счет служит лишь для обеспечения исполнения основного обязательства и его существование после такого исполнения представляется ненужным;

Информация о работе Эскроу-счета в контексте российского права