Влияние и роль исторической школы права на юридическую теорию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования выступили воззрения представителей немецкой исторической школы права, а также, в меньшей степени, представителей исторического направления в отечественной юриспруденции.
Методами исследования выступили анализ, синтез, индукция, дедукция, историко-правовой, исторический методы исследования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История исторической школы права…………………………………4
Глава 2. Основные представители исторической школы права……………10
§1. Густав Гуго-основатель исторической школы права …………10
§2. Фридрих Карл фон Савиньи-глава немецкой исторической школы права………….. 13
§3. Пухта Георг Фридрих……………………………………………..16
Глава 3. Влияние и роль исторической школы права на юридическую теорию……………..……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

2289 Историческая школа права.docx

— 58.48 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. История исторической школы права…………………………………4

Глава 2. Основные представители исторической школы права……………10

           §1. Густав Гуго-основатель исторической школы права     …………10

           §2. Фридрих Карл фон Савиньи-глава немецкой исторической школы права………….. 13

           §3. Пухта Георг Фридрих……………………………………………..16

Глава 3. Влияние и роль исторической школы права на юридическую теорию……………..……………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………… 26

Список использованной литературы………………………………………….. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значение правопонимания, как нам представляется, во все времена весьма велико. От понимания того, что именно является правом, зависит торговый оборот, регулирование отношений между государством и населением, исход судебного разбирательства.

До настоящего времени сохраняет свое значение немецкая историческая школа права, которая выступила против юснатурализма и заложила основы многих правовых дисциплин, в том числе истории государства и права, а также указала законодателям новый путь для поиска начал, на которых можно было выстраивать законодательство.

Кроме того, немецкая историческая школа права серьезным образом повлияла на развитие отечественной юриспруденции, в том числе обогатив консервативную политико-правовую мысль множеством идей и принципов, средств в противостоянии со сторонниками либеральной политико-правовой мысли.

Объектом настоящего исследования выступили воззрения представителей немецкой исторической школы права, а также, в меньшей степени, представителей исторического направления в отечественной юриспруденции.

Методами исследования выступили анализ, синтез, индукция, дедукция, историко-правовой, исторический методы исследования.

Теоретической базой исследования выступили труды как самих представителей исторической школы права и исторического направления в отечественной юриспруденции, например, И.Д. Беляева1, Ф.К. фон Савиньи2, так и исследователей их творчества, в частности, Н.В. Акчуриной3, П.И Новгородцева4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История исторической школы права

 

          Условия возникновения исторической школы права. Историческая школа права возникла под влиянием ряда условий или факторов.

Первым фактором, по нашему мнению, следует считать недостатки существовавших к тому моменту школ права. Многие из них были основаны на юснатурализме, естественно-правовом подходе. Между тем, к началу девятнадцатого столетия этот подход был атакован с самых разных сторон. Например, воззрения, высказанные Гуго Гроцием о праве как предписаниях правого (верного) разума,  подверглись сомнению со стороны как французских, так и немецких мыслителей

Естественное право в понимании юристов той эпохи являлось совокупностью идеальных начал, которые были плохо связаны как с действовавшим, так и с действующим позитивным правом. При этом сторонники юснатурализма не всегда могли оценивать ту или иную правовую норму, так как многие правовые положения не столь явно нарушали либо, наоборот, реализовывали установки «идеального», естественного права5.

Другим условием являлось развитие в первую очередь частного права. В конце восемнадцатого-начале девятнадцатого столетия все острее ощущалась необходимость в закреплении единых норм торгового оборота, которые облегчили бы развитие экономики и способствовали созданию единых рынков хотя бы в пределах  отдельного государства.

В Германии же, ставшей родиной исторической школы права, условия были еще более специфичны. Конец восемнадцатого-начало девятнадцатого столетия там характеризовалось рождением и развитием полноценной германской философии, существовавшей в условиях сильной политической раздробленности. Многие германские политики и мыслители настаивали на необходимости объединения, в том числе путем принятия единых или сходных по содержанию  правовых актов. Наиболее остро стал вопрос о кодификации гражданского права и рецепции права6.

Именно в этих условиях начала зарождаться историческая школа права.

 

          Общая характеристика исторической школы права. Для представителей данного течения правовой мысли (по нашему нению, к таковым можно отнести лишь Савиньи и Пухту, Густава же Гуго – с известными оговорками) были свойственен ряд общих воззрений на государство и право.

Во-первых, право являлось продуктом народного правосознания (народного духа, духовной связи людей). Это явление, трансцендентное по отношению к позитивному законодательству и государству как законодателю, развивалось по собственным законам. При этом народный дух более всего выражался в обычном праве. Из этого следовало, что народный дух не может быть изменен путем каких-либо правовых или политических реформ, но должен сам постепенно изменяться. Принятие же не соответствующих народному духу актов приведет либо к некорректному их применению, либо вовсе – к их неприменению7.

Во-вторых, указывалось на необходимость изучения исторических основ право, что следовало из необходимости понять народный дух.

В-третьих, представители исторической школы права говорили о важности римского частного права. По их воззрениям, в Кодексе Юстиниана наиболее ярко и полно проявился народный римский дух.

В-четвертых, представители немецкой исторической школы права говорили о необходимости учета германских обычаев и национальных законов при предстоящей кодификации германского права. К тому времени существовал только один современный, действующий кодекс права – Кодекс Наполеона, то есть творение французов, к которым немцы после войны испытывали определенную неприязнь. Германской правовой науке требовалось создать нечто свое, не похожее на французский кодифицированный акт, в ином случае требовалось бы признать свое научное и законодательное бессилие в сравнении с французами8.

Все эти установки были свойственны представителям германской исторической школы права, и будут более подробно рассмотрены нами ниже. Однако они не могут быть до конца поняты без влияния немецкой философии.

 

         Философия исторической школы права. Историческая школа права была подготовлена развитием философских учений о роли истории, о влиянии событий прошлого на настоящее и единстве исторического процесса. В особенности это характерно для немецкой философии, которая в конце восемнадцатого-начале девятнадцатого столетия активно развивалась и пропагандировалась в учебных заведениях Германии.

         Однако все-таки стоит указать  на такого французского философа, как Монтескье. Его работу «О  духе законов», на которую указывали  сами представители исторической  школы права, следует считать  (и это признавали сами представители этого направления) основой этого направления юридической мысли. Так, одним из важнейших положений «Духа законов» является указание на то, что в каждом государстве должны быть свои законы и своя форма правления, наиболее подходящая в силу каких-либо условий (в том числе исторических) для них, и что идеальных, пригодных для всех государств мира законоположений не существует9.

Одним из первых авторов доктрины исторического развития в германской философии является Лейбниц. Позже эти идеи активно развивал Лессинг в области развития религий. Видный деятель немецкого романтизма Гердер настаивал на необходимости учитывать роль истории и исторического процесса для всей человеческой культуры, в том числе и права. Так, в своем произведении «Идеи к философии истории человечества» Гердер построил интересную для того времени философию историю, творчески воспринятую затем множеством немецких философов, историков и правоведов, в особенности представителями исторической школы права. Однако при этом следует заметить, что понятия, использовавшиеся Гердером в своей работе, не были скопированы, например, Густавом Гуго. Скорее, следует вести речь о заимствовании самих идей исторического развития. Сам немецкий романтик во главу угла ставил прирожденную жизненную силу, взаимодействующую с климатом. Гердер указывал на особую важность народных начал, национальной основы в государстве, которые являются сплачивающим и скрепляющим элементом. По его представлениям, государям требуется действовать сообразно национальным привычкам и этим жизненным силам. В случае же, если правительство не будет учитывать это, то произойдут несчастья, политические меры не будут столь удачны или вообще обернутся крахом10.

Также определенное влияние на историческую школу права имел Шеллинг, чья философия постоянно эволюционировала (можно выделить целых шесть различных систем), вбирая в том числе историкоо-философские моменты, однако все-таки мы вслед за П.И. Новгородцевым вынуждены указать на решающее влияние И. Канта. Немецкий философ видел в государстве и права исторические явления, возникшими не спонтанно, а в силу определенных (в особенности исторических) условий. Кроме того, Кант (что в дальнейшем нашло свое отражение в философии Шеллинга) указал на то, что все поступки людей укладываются в некую систему, которая соответствует плану природы11.

Шеллинг, переняв эту мысль (например, в «Философии природы»), развил ее. В своем труде «Система трансцендентальной философии» этот философ указал, что взаимосвязанные закономерности и свободные поступки складываются в исторический процесс, определяют его характер. Из этого следовало, что историю нельзя считать не набором случайностей, ни чем-то вроде жестко соблюдаемого плана действий. Идеал, лежащий в основании истории, предполагает в том числе и многочисленные отступления от правил: с этим идеалом необходимо должен быть связан результат исторического процесса, но не конкретные действия. Из этого в правовом смысле вытекало положение о том, что результат развития разных государственно-правовых систем может быть сходен, однако детали их, способы развития – различны. Однако важным являлось то, что все-таки исторический процесс – это в первую очередь творение божественного духа, а не прихоти людей. А это значило – опять же для теории права – что люди не могут полностью произвольно творить право, ими движет некий трансцендентный дух. Позже, у Савиньи, это выльется в идею о народном духе, который, условно говоря, творит право и который в этом праве отражается12.

Интересно, однако, заметить, что только публичное законодательство (в том числе и устанавливающее форму государства) следует рассматривать с исторической точки зрения. Частное же право подлежит только эмпирическому обобщению, так как оно относительно произвольно. У представителей исторической школы права, наоборот, неоднократно будет указываться, что частное право – плод труда народного духа (в особенности римское частное право, высшее выражение римского народного духа).

Дальнейшее развитие системы Шеллинга и Канта нашли в трудах Гегеля. Этот философ указывал, что миром правит разум, который является также и основанием исторического развития. Всемирная история, по его воззрениям, представляет собой развитие мирового духа, разумное и необходимое. Однако в исторический процесс, который мог бы быть совершенно объективным, вмешиваются субъективные факторы (человеческие чувства, поступки, ими детерминированные, и т.д.). При этом мировой ух использует данные субъективные факторы в качестве средств своей объективации, то есть внешнего выражения, примиряя тем самым свободу действий и «план» развития мирового духа. При этом развитие, например, государства и права Гегель представлял в виде борьбы различных начал (противоположностей, тезисов и антитезисов), которые в итоге должны были вылиться в некий синтез. Что касается права и государство, то синтезом тезиса и антитезиса должны были стать государство и права. Тезисом и антитезисом можно было бы назвать объективные и субъективные факторы в развитии права.

Несмотря на то, что данные идеи были выражены в курсе лекций по философии истории, прочитанных несколько позднее того, как Савиньи выдвинул в печати постулаты исторической школы права, можно говорить о некотором влиянии на дальнейшую формулировку принципов исторической права13.

Таким образом, получился редкий пример, когда философские воззрения, влиявшие на правовые взгляды, существовали практически одномоментно им и, возможно, подлежали взаимному обогащению.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные представители исторической школы права

 

§ 1. Густав Гуго-основатель исторической школы права

 

Основателем исторической школы права большинство ученых считают Густава Гуго. При этом ряд исследователей (первый из них, насколько нам известно, - П.И. Новгородцев) указывал на достаточное для невозможности считать Густава Гуго первым представителем исторической школы права несходство ряда основных идей Гуго и Савиньи14.

Указанный юрист считал необходимым найти иные основы для права, чем те, что были изложены, например, у Лейбница. Густав Гуго предлагал исследовать последовательность развития римского частного права, а также обращать внимание на его историческую обусловленность. Историческое изучение права должно было преследовать задачу нахождения исторических основ тех или иных законов. В 1789-м году Густав Гуго видел естественное развитие права как собственное, естественное развитие, а не создание абсолютно новых, основанных только на воле законодателя норм. Кроме того, этот правовед постоянно указывал на то, что право не может зависеть только от законов, что следовало как из развития правовых начал, так и примеров всех цивилизованны государств.

Многие мысли, выраженные Густавом Гуго в «Истории развития римского права», были похожи на идеи Савиньи, однако имелись и различия. Густав Гуго полагал, что право далеко не ограничивается законом, что не все нормы права могут содержаться в писаных документах. Правовед считал, что позитивное право развивается в зависимости в том числе от языка конкретного народа. Правовые положения поэтому могут обретать несколько иной смысл, во многом из-за изменения смысла слова. Сходная ситуация – с нравами народа. Право, опираясь на нравы и язык, развивается вместе с ними и не может считаться раз и навсегда установленным15.

Принятый по воле власти закон составляет часть законодательства, однако он может и не применяться.  Так, Гуго приводил примеры множества норм, которые не исполнялись местным населением. При этом он предлагал различать то, что написано в законе и что реализуется на практике16. Правовед полагал, что право судей, адвокатов и т.д. может несколько отличаться от позитивного права (в этой связи Густав Гуго может считаться в том числе и основателем социологической школы права). По мнению Гуго, величайшая цель права - определенность и достоверность правил поведения. При этом происхождение данных правил не имело решающего значения. Сам народ также может быть источником права, и государству (в лице правителя) не всегда необходимо издавать правила по всем сферам жизни общества17.

Информация о работе Влияние и роль исторической школы права на юридическую теорию